четверг, 15 июля 2010 г.

Как и когда правильно использовать бизнес-консультанта




В Украине культура бизнес - консалтинга развита очень поверхностно, вернее только развивается. Несмотря на то, что интерес к данной услуге растет, и количество компаний, представляющих различные консалтинговые продукты, становится все больше и больше, контракт с консультантом остается диковинной роскошью. Но так ли это?
Если спросить мнение у различных представителей бизнеса – владельцев, ТОП менеджеров, руководителей подразделений о необходимости услуг консультантов, то не услышим ничего позитивного. Вот лишь некоторые мнения, бытующие на рынке:

«Я проработал в данной отрасли (фирме) более 10 лет. Чему меня научит консультант, я знаю больше его. »
«У нас нет денег на консультантов. Пусть их услугами пользуются неудачники и те, кому некуда девать деньги.»
«Придут, насоветуют и убегут. А нам "расхлебывай". Нет уж, пусть советуют кому-то другому.»
И так далее.… Зачастую это обусловлено стереотипами, страхом к неизвестному, постсоветскими остатками методов управления, и плохим пониманием того, что собой представляет консультант и нужно ли с ним бороться.
Итак, кто такой консультант?
Консультант — это специалист в области бизнеса или другой сфере деятельности, чьей основной функцией в данной организации является помощь другим людям (клиентам) в достижении определённых целей и решении задач, в рамках общей стратегии деятельности данного предприятия.
Попытаюсь дальше в общих чертах дать рекомендации по тому, чем полезны данные услуги, и как ими пользоваться.
Принятие решений зачастую разделяют на 2 варианта:
Подсознательный. Основанный на знаниях и опыте человека. Принимается в течение нескольких минут, или секунд.
Независимое решение. Основанное на собранных фактах и опыте других людей, организаций и стран. Время принятия зависит от возможностей и сложности задачи, и может быть как один час, так и несколько месяцев.
Зачастую сотрудники компании используют 1-ый вариант. 90% решений принимаются шестым чувством. Почему?
1) Сотрудник, руководитель, ТОП... находятся в безостановочном цикле работы, в котором практически невозможно уделить должное внимание важной проблеме или задаче.
2) На предприятии внедрено конвейерное принятие решений. При принятии решений используется опыт и знания, выработанные и накопленные ранее. Правила, методики, инструкции зачастую являются устаревшими, и часто ошибочными.
3) Тяжелый доступ к внешним источникам знаний и информации. Достаточно тяжело узнать о существующем опыте подобного решения, и проанализировать его полезность и актуальность.
4) Консерватизм в бизнес-процессах. Инициатива, альтернатива и инновации прямо или косвенно ведут к наказанию. Легче решить задачу «как раньше».
В свою очередь консультант обладает широким доступом к информации, опыту и знаниям различных отраслей, бизнесов, стран. Кроме того, он не имеет давления на решение задачи со стороны руководства, правил, истории и др. Консультант должен быть «брутально правдивым», другими словами говорить правду о ситуации, независимо от всех факторов.
Благодаря этому, консультант гораздо быстрее может выявить, подсказать и устранить причину проблемы. Мировая практика бизнеса доказала, что внешний консалтинг помогает решать сложные задачи, которые никогда не были бы решены персоналом компании самостоятельно.

Какие задачи лучше всего отдать на внешнему эксперту?





1) Независимый консалтинг. Полный - частичный, финансовый – организационный,..
Это одна из самых популярных услуг консалтинга в Украине. Правда, зачастую ее роль сводится к проверке финансовых операций, чтобы выявить откаты, воровство и коррупцию. 
Незаслуженно остается «в тени» внимания аудит процессов и методик.
Например. На канал маркетинга и продаж ежеквартально выделяется одинаковая сумма расходов, но продажи падают. Почему?
Возможно, нужно сменить канал рекламы, цикл продаж, методику работы, дистрибьюторов, канал продаж… Неправильное, быстрое решение может привести в негативным последствиям, и даже гибели организации.
2) Решение стратегических задач. Не стоит, думаю, говорить, насколько тяжело донести руководству или собственнику свою идею относительно развития компании. Часто менеджер знает, как улучшить показатели работы своего отдела, но не может убедить своего руководителя в этом. Та же ситуация наблюдается между начальником и подчиненным на всех уровнях, доходя до отношений "генеральный директор – владелец".
Это связано с консерватизмом и инертностью в большой компании, страхом брать на себя ответственность, неуверенностью в своем решении и нехваткой времени и ресурсов на его подготовку и анализ предложения.
Каждая компания сознательно хочет что-то изменить или создать новое. Но всегда есть причины, что тормозят этот процесс:
А) «Мало» желающих брать на себя ответственность.
Б) Нет общего виденья и мнения, относительно целей, задач и инструментов.
В) Нет возможности эффективно изучить задачу самостоятельно.
Чем полезен консультант в этом случае? Он может взять на себя изучение задачи и предоставить аргументированные шаги по решению поставленной задачи.
3) Быстрый консалтинг по важным задачам и проблемам.
Какой рекламный канал выбрать для рекламы своей продукции? Как обучать персонал? Как мотивировать продавцов? Сколько платить? Как обеспечить окупаемость и прибыльность сети? Нужно ли создавать собственную агентскую сеть? Как вывести продажи в регионы?
«Как...?, Что..? и Кто..?» - спросите у консультанта, он наверняка знает другой вариант решения, которое принесет Вам больше выгод. Зачастую эти вопросы требуют тщательного изучения, сбора фактов и быстрого ответа. В то же время цена данной задачи может быть слишком высокой, и об этом следует помнить.
Если хотите улучшить работу своего отдела, департамента, компании, и не знаете, как это сделать – обратитесь к консультантам. Профессионалы не только расскажут как они работают, но и как они окупят затраты на себя, и дополнительную прибыль компании.
Контракт с бизнес- консультантом – это инвестиция, а не затраты.
Если Вы не любите консультантов, значит, Вы не умеете их готовить!

Автор - Валентин Яроменко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий